Finance vs Due Diligence
Ольга Иваненко, основательница Центра бухгалтерских услуг “Бизнес-старт” (Беларусь), поделилась мыслями и инсайтами о том, как устроена продажа бизнеса с точки зрения финансов, на что собственник может рассчитывать при продаже и какие подводные камни существуют.

Выдержки из выступления
- Во многих маленьких (а иногда и не очень маленьких) компаниях считают, что бухгалтер – это и учет, и финансист, и стратег, и юрист. Знакомо?
- Имея компанию, где все хорошо с инвестициями, собственник с радостью тратит деньги – на новый офис, на плюшки для сотрудников, на новые фичи… Тем временем, несмотря на достаточные инвестиции, перед ним уже начинает маячить кассовый разрыв. Два отчета, на которые обычно ориентируется собственник: p&l* и cash flow*. По ним можно спрогнозировать кассовый разрыв, если к этому идет дело (в видео Ольга поясняет, где его найти и как посчитать). Банкротство наступает по отчету cash-flow: у вас нет денег на заработную плату.
- Существует две крайности: один клиент совсем не заморачивается на бухгалтерии; второй клиент чрезвычайно внимателен к деталям, вплоть до того, что нанимает компанию, которая проверяет качество работы другой наемной компании (которая организует, например, охрану труда, а не критические для бизнеса направления). К какому типу себя отнесете вы?
- Грамотные финансисты – это трабл-шуттеры*: они позволяют увидеть проблему с другой, финансовой точки зрения. С этой позиции можно увидеть не только скрытые от менеджмента признаки кризиса (например, юнит-экономика хорошая, но баланс отрицательный), но и найти решения.
- Если для того, чтобы повысить стоимость своей компании или ее инвестиционную привлекательность, вы открываете локальные центры управления в разных странах мира, то должны понимать, что помимо приобретения непосредственно офиса, найма директора и бухгалтера к этой организации будут и другие сопутствующие требования. Например: как вся корреспонденция отправляется с адреса компании, так и официальная электронная документация (инвойсы, договоры и т.д.) должна отправляться IP-адресов этого офиса.
- Интересный кейс: компания накануне Due Diligence (DD)* обратилась за аудитом, чтобы привести бухгалтерию в порядок. Оказалось, что их собственный бухгалтер все три компании вела в одном продукте 1С (“Это бухгалтер уровня бог, ведь она могла управлять этой стихией”, – говорит Ольга). То есть все сотрудники, документы… все вперемешку. Такого понятия как “нематериальный актив”* не было вообще. Это сильно усложнило работу над подготовкой компании к DD: пришлось разделять все затраты по трем компаниям и выделять для каждой компании затраты, которые формируют нематериальный актив. Знакомо? 🙂
- Правильно сразу задать себе вопрос: кто будет нас покупать или кто будет в нас инвестировать? Американская компания ждать долго не будет (и если вы планируете продаваться, то тогда лучше сразу вести все качественно и ставить процессы с самого начала), а беларусский фонд может некоторое время и подождать.
- Основные налоговые риски. С точки зрения финансов может быть соблазнительно перевести сотрудников на ИП, однако налоговые раскручивают эти схемы на раз (даже не на “раз-два”). Признаки: ИП был раньше сотрудником компании и как ИП не работает ни с какими другими компаниями. Другие “интересные” вопросы, на которых легко засыпаться: а выплачивает ли вам компания больничные или отпускные? Поэтому самая успешная айти-компания в Республике Беларусь – это информационный центр по налогам и сборам. Да, это тоже IT-компания. В ней настолько настроены процессы, что на уровне камерального (от слова “камера”) контроля все знают: когда вы ездили, сколько денег снимали и т.д.
- “Дробление” компании – это схема создания дополнительных юрлиц для того, чтобы не “переплачивать” налогов: разные компании управляют разными видами деятельности и в зависимости от этого попадают под разные схемы налогообложения (УСН, ОСН, единый налог). Так вот: в уставе компании деловой целью не может стоять пункт “экономия на налогах”. Деловой целью компании является извлечение прибыли. И если компания создается только для того, чтобы диверсифицировать налоговые ставки, то это неграмотная уставная цель. Если ваш бизнес не работает правильно, то это не бизнес, а мошенничество. И в случае проверки такие компании рассматриваются как одна и налоги считаются по полному кругу.
*Расшифровка терминов
P&L или “пэ-эн-эль” сокращенно от profit & loss report, то есть отчет о прибыли и убытках.
Cash Flow или “кеш-флоу” в переводе с английского означает “поток наличных”. Так называется отчет о движении денежных средств, включая предоплаты.
Trouble Shooter или “трабл-шуттеры” означает в переводе с английского “стрелок проблем” дословно. Так называют экспертов по эффективному решению сложных бизнес-задач.
Due Diligence – процедура составления объективного представления об объекте инвестирования, включающая в себя оценку инвестиционных рисков.
Нематериальный актив (НМА) – это “идентифицируемые немонетарные активы, не имеющие физической формы” (Википедия). состоит из стоимости вашей разработки, ценность вашей идеи… все компоненты доказательства для инвестора того, сколько вы вложили денег в создание продукта… Из этого “ничего” на деле можно создать нематериальный актив стоимостью $150 тысяч.
R&D сокращенно от Research & Development. Специалисты этого департамента занимаются исследованием новинок и разработкой прикладных решений, как инновации можно применить в продукте компании.

Фрагмент видео-выступления Ольги Иваненко

Основные налоговые риски
В конспект не вошли следующие моменты
- как выбрать страну для релокации бизнеса;
- чем Беларусь для ведения бизнеса лучше, чем Украина;
- на какой срок компании хватит денег;
- чем отличаются и как составить три рабочих финплана (оптимистичный, реалистичный и пессимистичный);
- как поступать с заработанной прибылью: не рискованная формула управления бюджетом компании (конкретные рекомендации от лучших экспертов экономики с расчетом по долям);
- почему важно изымать деньги из бизнеса и при чем тут правило Уоррена Баффета (“когда все продают, покупай; когда все покупают, продавай”).