fbpx

ADL-матрица — это маст-хэв в ситуации сомнений и выбора маркетинговой стратегии развития продукта или бизнеса. Благодаря опыту сотен компаний матрица ADL действительно помогает сориентироваться, дает рекомендации для формирования маркетинговой стратегии и помогает выбрать понятную, четкую стратегию развития компании. Неправильно выбранная стратегия погубит усилия всех отделов. Давайте разбираться, как этого избежать и помочь компании улучшить свою позицию на рынке.

adl matrix itmarketing school

Arthur D. Little

Присоединяйся к IT-маркетинг в сетях

Немного истории

ADL-матрица была разработана в 1970-х гг. компанией Arthur D. Little. Отсюда и название метода: по первым трем буквам названия фирмы. Это консалтинговая компания в области управления, основанная в 1886 году с головным офисом в Бостоне (США). Arthur D. Little консультировала и консультирует компании из различных областей: энергетика, химическая промышленность, телекоммуникации, ретейл, медицина, транспорт, путешествия, медиа и др. Специалисты компании Arthur D. Little проанализировали накопленный опыт своих клиентов и предложили матрицу для определения стратегии развития компании, или даже лучше — стратегию поведения компании на рынке.

Суть метода

В ADL-матрице всего 2 показателя:

1) жизненный цикл отрасли – уровень зрелости отрасли, рынка или его сегмента:

  • стадия зарождения,
  • стадия роста,
  • стадия зрелости,
  • стадия старения;

2) конкурентная позиция компании в отрасли:

  • доминирующая,
  • сильная,
  • благоприятная,
  • неустойчивая,
  • слабая.

В методе всего 2 показателя, но они дают возможность рассмотреть 20 стратегий для компании.

Как работает метод

Шаг первый: определить уровень зрелости рынка. Для этого можно задавать вопросы:

  • Как быстро растет ваш рынок?
  • Какой потенциал рынка? (высокий, средний, рынок достиг своего максимума, низкий)
  • Какой уровень конкуренции на рынке?
  • Какая степень новизны используемых технологий?
  • Уровень инвестиций в рынок увеличивается или уменьшается?
  • Какой уровень цен на рынке (сильно завышенный, завышенный, адекватный, заниженный)?

Если трудно самостоятельно ответить на эти вопросы, можно подключить эксперта по отрасли. Когда информация собрана, нужно выбрать подходящую ячейку в матрице.

Шаг второй: определить конкурентную позицию бизнеса в отрасли. Для этого нужно ответить на вопросы:

  • Какая динамику продаж компании на рынке?
  • Какая доля рынка компании?
  • Какое место компания занимает в рейтинге компаний на рынке?
  • Какое конкурентное преимущество компании? Насколько оно хорошее?
  • Какой уровень лояльности клиентов к компании? Есть ли возможность их переключения на товары конкурентов?
  • Какой уровень узнаваемости компании, бренда, товара (услуг)?
  • Может ли компания свободно устанавливать уровень цены на товар или услугу?
  • Кто конкуренты компании? Опишите их.
  • Какой уровень угрозы со стороны конкурентов?

Важно максимально честно подойти к ответам на эти вопросы и собрать объективную информацию. После выбрать подходящую ячейку в матрице.

Шаг третий: выбрать стратегию.
На пересечении ячеек из первого и второго шага находится стратегия для компании.

Давайте рассмотрим на примере

Вы небольшая продуктовая IT-компания, есть старые продукты, которые потихоньку отживают, и есть новый продукт, компания еще не выпустила его на рынок, продукт должен произвести революцию, такого продукта еще не было. Но за месяц до вашего релиза Google выпускает приложение с таким же основным функционалом, отличающимся несколькими функциями и дизайном. Какую выбрать стратегию?

Шаг первый. Определим жизненный этап отрасли.
Рынок зарождающийся, ведь такого продукта на рынке еще не было.

Шаг второй. Оценим конкурентную позицию компании на рынке.
Слабая, сложно конкурировать с Google, тем более рынок зарождающийся, а у нас не такой узнаваемый бренд.

Шаг третий. Определяем стратегию на пересечении полей матрицы ADL.
Cтратегия — либо инвестировать и развивать конкурентные преимущества, либо уходить с рынка.

И вот теперь нужно решать, достаточно ли ресурсов у компании, чтобы следовать этой стратегии. Если у компании есть сильные менеджеры и/или программисты, то нишевание и развитие конкурентных преимуществ под определенную категорию пользователей может стать началом замечательного бизнеса. Миру известны великие продукты, которые смогли стать более удобными, красивыми или заточенными под отдельные сценарии при существующих гигантах с аналогичными функциями.

Матрица ADL используется в начале игры-симуляции MarketDev vs ProductDev, где участники выбирают один из 4 кейсов и могут попрактиковаться в разработке стратегии продвижения IT-продуктов и решений. Читайте о других методах маркетинговой стратегии в разделе IT-marketing блога Skademy.

Приглашаем в школу itmarketing!

Научим проводить бизнес-исследования и выбирать стратегию продвижения вашей компании.

16

АВГУСТА 2021

Стартует ITMarketing. 70 часов занятий: от анализа рынка к тактике продвижения продукта.

Последнее из блога

Где вам удобнее общаться?

Напишите или позвоните нам, чтобы получить консультацию, какой курс вам подходит, как проходит обучение и как провести оплату.

Телефон: +375 29 706 35 79, почта: hi@skademy.by

Или выберите удобный мессенджер: