История метода
Метод появился в 60-х годах прошлого века!
Альберт Хамфи предложил SOFT-анализ, а в 1964 году “false” (ошибки компании) заменили на “weaknesses” и получился SWOT. Позже Хайнц Вейнрих предложил знаменитую матрицу 2х2.
Другие считают, что метод ввел социолог Кеннет Эндрюс в 1963 году.
Это тот самый метод, который успел надоесть студентам бизнес-школ и все еще не знаком большинству ИТ-предпринимателей и маркетологов.
Для чего используется
Обычно SWOT используют во время стратегического планирования, анализа возможностей развития компании, или выхода из кризиса. Чаще всего метод применяют к компаниям. Реже – к продуктам, филиалам и даже к людям.
SWOT помогает проанализировать внутренний потенциал компании и учесть внешние факторы экономики и общества, которые влияют на ее развитие.
Метод хорошо работает, потому что обычно развивая компанию, или продукт, предприниматели не учитывают существенные внутренние и внешние условия. А SWOT заставляет включить их в анализ.
Strengths – это сильные стороны компании по отношению к конкурентам (закрепленные успехи: баланс цена-качество, доступ к сырью, ресурсам и аудитории)
Weaknesses – это внутренние слабости компании (то, что мешает стать лидером: уровень компетентности нанятых специалистов, отсутствие автоматизации процессов, высокая текучесть кадров)
Opportunities – возможности, которые можно использовать для роста и развития компании (то, что вы пока что не освоили, но можете: исследование новых аудиторий, поиск автоматизированных решений, открытие новых рынков)
Threats – негативные факторы среды, которые могут ослабить вашу позицию (вы не можете напрямую на них повлиять: изменение законов, которые регулируют вашу деятельность, появление сильного конкурента, финансовый кризис)
ОГРАНИЧЕНИЯ
Главное ограничение метода – субъективность. Вписывайте только факты, а не предположения. Обсуждайте в команде, взвешивайте каждый пункт.
Не забудьте: SWOT – это не метод исследования. Это всего лишь метод структурирования информации. Чтобы добыть эту информацию, стоит провести исследование, а не работать только со своими предположениями.
ПОХОЖИЕ МЕТОДЫ
Для стратегического анализа используют также:
PEST
— выявление политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
TOWS
— это чтение SWOT в обратную сторону. По существу метод рассматривает матрицу пересечения “букв” между собой: сильные стороны + возможности, слабые стороны + угрозы и т.д.
SNW — более глубокое изучение внутренней среды организации на базе проведённого SWOT-анализа. Анализ пяти сил Портера — анализ конкуренции в отрасли и выработка стратегии бизнеса.
Помните!
Когда все поля таблицы заполнены, можно переходить к следующим методам стратегии, так как SWOT не дает ответы – он только помогает не упустить существенные факторы из виду.