fbpx

Жизненный цикл IT-продукта — маркетинговая концепция, описывающая 5 этапов существования на рынке любой технологии: разработка, выпуск продукта на рынок, рост продаж, зрелость (насыщение рынка), спад продаж. Понимание характеристик и целей каждого из этапов способствует успеху IT-продукта.

Анализируя объем продаж и количество покупателей, можно визуализировать на соответствующих графиках ответы на вопросы: как рынок реагирует на продукт? На каком этапе мы сейчас находимся? Это позволяет руководителям вовремя принимать стратегические решения, направленные на продление жизненного цикла IT-продукта. А также определять “точку невозврата”, чтобы своевременно прекратить реанимировать “дохлую лошадь”.

krivye zhiznennogo tsikla itmarketing school

Присоединяйся к IT-Маркетинг в сетях

Кривая жизненного цикла IT-продукта

Кривая жизненного цикла IT-продукта — это, по сути, фреймворк, облегчающий прохождение каждой стадии жизненного цикла. Теодор Левитт, профессор экономики, изначально выдвинул идею с четырьмя этапами: выпуск, рост, зрелость, спад. Сейчас для IT-продукта принято включать предваряющий шаг — его разработку, т.к., будет ли продукт востребован на рынке, во многом зависит от действий на этом отрезке.

Кривая жизненного цикла IT-продукта строится исходя из параметров: время (ось Х) и объемы его продаж (ось Y). В идеале развитие продукта проходит через “холм” – от его приобретения первыми покупателями до принятия большинством и последующего угасания интереса рынка. Наложив на график кривые затрат и прибыли, компания получает опорную модель для прогнозирования успешности IT-продукта.

Для стартапов можно использовать классификацию 5 стадий жизненного цикла продукта по Growth-хакингу:

  1. Problem/Solution Fit — проблема и ее решение.
  2. Minimum Viable Product (MVP) — создание минимально жизнеспособной версии продукта.
  3. Product/Market Fit — поиск и валидация каналов сбыта.
  4. Scale — масштабирование.
  5. Maturity — зрелость.

Модель логично наслаивается на классическую модель кривой жизненного цикла IT-продукта, при этом стадию разработки Growth-хакинг разбивает на два шага: поиск решения для проблемы и создание MVP. Подробнее о подходе авторы Лорен Басс, Морган Браун рассказывают в своей книге “Hacking Growth”.

Кривая принятия инноваций и пропасть Мура

Скорость прохождения каждого из этапов играет большую роль. При выводе продукта на рынок выручка меньше, чем затраты на разработку, релиз и продвижение. Деньги стремительно тают, покупатели не спешат массово покупать продукт. Здесь на помощь маркетологу приходит Джеффри Мур, который предлагает взглянуть на клиентов инновационного продукта исходя из идеи, что существует два рынка: ранний и массовый, а между ними — пропасть. Для каждого из рынков характерен особый тип последователей. Чем эффективнее будет коммуникация с ранними последователями, тем легче будет совершен переход через пропасть, отделяющую ранний рынок от массового (подробнее о преодолении пропасти мы уже писали).

Для определения этих сегментов покупателей строится кривая принятия инноваций, где ось Х — это время, а ось Y — количество пользователей (подробнее о методе диффузии инноваций читайте в нашей другой статье).

Продление жизненного цикла продукта

Задача каждой компании в конечном счете сводится к тому, чтобы не допустить “смерти” IT-продукта (что, без сомнения, довольно сложно). Посмотрите, например, как менялась популярность соц. сетей на протяжении 16 лет. Как стремительно “умер” когда-то лидирующий Myspace, не предприняв вовремя должных шагов в ответ на вызовы рынка.

Видео по теме “Most Popular Social Media – Growth Evolution (2004-2020)”

Опираясь на графики жизненного цикла IT-продукта и кривую принятия инноваций, можно своевременно выявить момент, когда продуктом будет охвачен максимально возможный сегмент рынка, а значит — прогнозировать последующий спад. На этом этапе можно применять различные стратегии по актуализации продукта, возвращаясь на стадию роста. Кривая жизненного цикла продукта приобретает S-образный вид. Про выбор стратегии развития продукта и рынка можно посмотреть в статьях Матрица Ансоффа и ADL-матрица.

Критика концепции жизненного цикла продукта

Концепция жизненного цикла продукта является упрощением и может служить маркетологу одним из ориентиров, но не основным для принятия ключевых решений. На практике возникает довольно много нюансов. Каждый продукт уникален и его развитие может происходить далеко не по экспоненте. Стартап может как резко взлететь, так и резко «умереть». Также определить, на какой именно стадии находится продукт, часто довольно затруднительно, так как каждый этап может включать в себя и рост, и падение, и линейное развитие. Поскольку жизненный цикл продукта — это ретроспективный взгляд, так как основывается на имеющихся продажах, каким будет в дальнейшем поведение потребителей, можно прогнозировать, но нельзя точно предсказать. Так некоторые IT-продукты остаются на рынке десятилетиями, а другие, аналогичные им, исчезают за год.

Кроме этого, на жизненный цикл продукта влияют не только своевременные маркетинговые усилия компании, но и внешние факторы. Конкуренты, тренды, форс-мажоры, такие как мировая пандемия COVID-19, в корне изменившая спрос на многие IT-продукты, представляют собой ландшафт. Используя кривую жизненного цикла IT-продукта, маркетолог видит лишь координаты на этом ландшафте. Компаниям удается эффективно управлять жизненным циклом продукта (PLM — product lifecycle management) только при условии объединения всех этих данных.

.

Вступайте в сообщество IT sales&marketing в Телеграм

Приглашаем в школу itmarketing!

Научим проводить бизнес-исследования и выбирать стратегию продвижения вашей компании.

16

АВГУСТА 2021

Стартует ITMarketing. 70 часов занятий от анализа рынка к тактике продвижения продукта.

Последнее из блога

hrpr school blogITHR & IT-Рекрутингвопросы на зачет
24 июня, 2021

SWIFT vs Objective-C: кто востребованнее?

Спрос на разработчиков iOS увеличивается с ростом количества пользователей мобильных устройств. Игры, приложения и другое программное обеспечение для Apple пишется на языках Swift и Objective-C. Рекрутер должен понимать, какой язык…
IT-МенеджментITHR & IT-Рекрутингвопросы на зачет
23 июня, 2021

Почему OKR удается внедрить не всем IT-компаниям?

Метод OKR (Objective and Key Results) — это один из способов управления IT-компанией, разработанный Джоном Дорром. В отличие от реалистичных метрик KPI, определяемых менеджментом, метод OKR предполагает постановку амбициозных целей,…
hrpr school blogITHR & IT-Рекрутингвопросы на зачет
17 июня, 2021

Xamarin для рекрутеров

Xamarin — это фреймворк платформы .Net, принадлежащий компании Microsoft. Он используется для разработки мобильных приложений на языках программирования C# и Xaml. Популярность получил благодаря своим кроссплатформенным возможностям, т.е. разработчик может…
hrpr school blogITHR & IT-Рекрутингвопросы на зачет
17 июня, 2021

Stack Overflow. Давайте поищем разработчиков там

В нашем блоге были статьи о том, как искать всех разработчиков на GitHub, как искать специалистов по машинному обучению на Kaggle, как искать дизайнеров на Dribbble и Behance, а сейчас…