Давайте начнем с простого: Kanban — как практику управления производством — айтишники взяли у компании Toyota. Взяли не сразу, т.к. Toyota работала по Канбану с 1960-х годов, а компания Microsoft начала пытаться внедрять у себя Канбан с 2005-го.
Канбан-доска — это один из артефактов Kanban, можно даже сказать, что важнейший артефакт Kanban. Он настолько понравился и прижился в IT-компаниях, что сейчас вызывает прямую ассоциацию с подходом.
Мы напомним, что Kanban гораздо шире, чем просто доска с задачами. Но надо признать, что доска эта очень удобна. Давайте рассмотрим почему.
Kanban берет свои истоки в бережном производстве, но нашел поклонников и в разработке ПО, и в достижении личных целей.
Один из популяризаторов Kanban Дэвид Андерс выделяет 5 основных составляющих Kanban-доски: видимые сигналы, столбцы, лимиты незавершенной работы, точка принятия обязательств и точка поставки продукта.
- Видимые сигналы — цветные карточки (листочки, стикеры), на которых написана одна задача. В разработке ПО обычно 1 задача (1 карточка) соответствует одной user-story.
- Столбцы делят доску вертикально на зоны с определенными статусами: «Исследование», «К выполнению», «В работе», «Завершено» и т.д. Вы можете сами назвать и подобрать колонки со статусами для вашего проекта или команды. Карточки двигаются из одного столбца в другой в зависимости от степени реализованности. Может быть доска из 3 статусов до бесконечности (не рекомендуется больше 7) в зависимости от сложности проекта.
- Ограничения незавершенной работы (WIP) — количество задач-карточек, которые могут быть в каждом столбце. Например, в столбце In progress лимит 5 задач, если карточек в этом столбце накапливается 4 или 5, команда должна сосредоточить свои усилия на этих карточках, чтобы другие карточки могли продвигаться в этот столбец и не создавать «узких мест».
- Точка принятия обязательств — это бэклог, куда участники проекта вносят свои идеи, которые команда рассмотрит, приоритизирует и возьмет в работу.
- Точка поставки продукта является завершением работы над проектом, обычно это момент передачи продукта или сервиса клиенту.
Давайте рассмотрим примеры, схемы Kanban-досок на слайдах № 1 и 2 в карусели.
Какие бывают Kanban-доски
- Реальные доски: меловые, магнитные, флипчарты, ка которые клеятся стикеры с задачами. Помогает визуализацией, можно постоять, подумать, подвигать карточки, подержать в руках. Не подходит для удаленной работы.
- Цифровые доски. Подходят для работы удаленных команд. Примеры: Trello, Jira, Hygger, MeisterTask, Favro, Asana, Kanbanchi и другие.
Еще несколько сложных примеров с использованием Kanban-доски смотрите в карусели на слайдах № 3 и 4.
На занятиях в школе MANAGEIT мы расскажем про разные подходы ведения проектов
Классические и гибкие, а также их отличия и ограничения.