Пожалуй, каждый предприниматель и стартапер, каждый дизайнер и менеджер продукта сталкивался с ситуацией, когда нужно понять, как улучшить продукт. Желание улучшить продукт бывает связано с плохими метриками, низким вовлечением пользователей и в общем с плохими продажами.
Но улучшение продукта — это новые задачи разработчикам и дизайнерам, новые тексты маркетологам, новые инструкции продавцам и еще тонны писем, инструкций и объяснений. Это долго и дорого, и потому неясно, какие именно функции стоят всей этой работы, какие новые функции продукта оправдают изменения и действительно увеличат привлечение пользователей, их удержание, улучшат метрики и увеличат продажи.
Оценка новых функций и приоритизация бэклога — задача непростая, про нее написано много статей и разработаны сотни методов для выбора лучших функций из списка пожеланий пользователей и создателей продукта. Похоже, у нас есть еще один метод для того, чтобы определить, какие функции продукта стоит развивать, а от каких следует отказаться.
Метод основан на диагностике личностных потребностей пользователей IT-продуктов и включает Канву личностных потребностей и два теста: Тест личностных потребностей персоны пользователя IT-продукта и Тест оценки IT-продукта. Тесты можно применять отдельно друг от друга или последовательно вместе.
Канва личностных потребностей — это сетка, на которой чертится профиль личностных потребностей и страхов всех персон пользователей продуктов и накладывается профиль продукта. На канве можно сравнивать личностные потребности и страхи разных персон, чтобы обнаружить конфликт персон, мешающий продажам продукта. Но самая главная задача канвы — это визуализация того, насколько продукт заточен под удовлетворение личностных потребностей своих пользователей.
Незаполненная Канва личностных потребностей пользователей IT-продуктов выглядит так:
Канва личностных потребностей пользователей в IT
1-й ЭТАП. Тест личностных потребностей персоны пользователя IT-продукта
Тест личностных потребностей персоны пользователя IT-продукта
Это тест из 50 вопросов, созданный для определения уровня напряженности 10 личностных потребностей персоны.
Для использования теста нужно разработать персоны пользователей своего продукта и заполнить тест для каждой из них.
После того как вы получите результат по каждой потребности, нанесите точки на канву личностных потребностей пользователей IT-продуктов и сравните профили личностных потребностей персон, чтобы оценить, несколько личностные потребности и страхи персон пересекаются и вступают в конфликт.
Применение канвы на реальных кейсах.
2-й ЭТАП. Тест оценки IT-продукта
Тест оценки IT-продукта
Этот тест также состоит из 50 вопросов, оценивающих 10 личностных потребностей. Но теперь вопросы сформулированы с точки зрения функций продукта. После подсчета баллов по каждой потребности их также наносят на канву и сравнивают с профилем персон пользователей (чтобы понять, какие функции нужно доработать в первую очередь), а также сравнивают с продуктами конкурентов (чтобы определить уникальное торговое предложение и позиционирование продукта и понять, чем он уступает продуктам конкурентов).
Этот тест можно использовать не только для оценки продукта, но и как чек-лист при поиске идей в разработке IT-продуктов.
Facebook (синий, 31 балл) и игра «Минер» (зеленый, 17 баллов).
Facebook (синий, 33 балла) и Habrahabr (красный, 38 баллов).
Habrahabr (красный, 38 баллов) и «Минер» (зеленый, 17 баллов).
Примеры профилей разных IT-продуктов
1. Facebook (синий, 31 балл) и игра «Минер» (зеленый, 17 баллов). Из профиля видно, насколько «Минер» отстает от фейсбука в удовлетворении социальных потребностей.
2. Facebook (синий, 33 балла) и Habrahabr (красный, 38 баллов). Хабрахабр очевидно отстает в отношении боязни быть отвергнутым и боязни неудач, но обгоняет по пяти другим потребностям.
3. Habrahabr (красный, 38 баллов) и «Минер» (зеленый, 17 баллов). В профиле явно видно, как «Минер» уступает Хабру в удовлетворении всех потребностей, кроме потребности в достижениях и боязни неудач.
Все примеры в карусели выше!
Оценка продукта по формулировкам производится субъективно, на усмотрение оценщика (желательно, чтобы оценщик имел дополнительное представление о теории потребностей), поэтому итоговую оценку можно использовать только приблизительно, для выдвижения гипотез. Достоверность оценки повышается при использовании экспертных оценок.
Автор методики: Тамара Кулинкович, совладелица «Студии Сорокина и Кулинкович», совладелица IT-проекта автоматизации HR и sales-процессов Skitapi, совладелица академии нетехнического IT SKademy.by, руководитель магистерских работ и преподаватель МБА, автор курса «Бизнес-исследования», консультант по исследованиям, медицинский и социальный психолог.
Подробнее о личностных потребностях пользователей IT-продуктов можно прочесть в книге Тамары Кулинкович «Чего они хотят и как это узнать».
ШАГ
Вас отделяет 1 шаг от курса ITM. Скоро старт новой группы. 80+ часов, 8+ спикеров из ведущих IT-компаний. Практика: от анализа рынка и лидогенерации до тактики продвижения продукта.
Скачивайте тесты и применяйте их для улучшения IT-продуктов!
Подходят и для маленьких стартапов, и для энтерпрайзов.