fbpx

Что это такое?

Scrum (скрам) часто называют гибкой методологией управления проектами, но корректнее все-таки назвать этот подход фреймворком, то есть структурой или основой для управления процессами разработки, поставки и поддержки сложных продуктов и проектов. Scrum — это один из Agile-подходов. Здесь Agile мы понимаем как набор принципов и ценностей, а вот чтобы их формализовать и применить, нужен Scrum. Помимо него еще довольно популярны Kanban, FDD, XP, SAFe, которые пришли на смену классическим методологиям TDD, Waterfall. Но скрам побил все рекорды популярности, по нему сейчас работают более половины всех команд разработки ПО. Давайте разберем, почему так происходит.

Присоединяйся к школе HRPR в Telegram-сообществе IT-рекрутеров и в соцсетях

Основные понятия

Проавторы данного фреймворка — Хиротака Такеути и Икуджиро Нонака.
Название: scrum (англ.) — момент схватки в регби, борьба за мяч для возобновления игры после нарушения правил или остановки. То есть набросились, поработали, завершили «игровую ситуацию», снова набросились, поработали, завершили новую «игровую ситуацию» и т.д.
Давайте разберемся с основными принципами и понятиями Scrum.
Основные принципы Scrum

  1. Одна или несколько кроссфункциональных, самоорганизующихся команд создают проект итерациями (временные отрезки для разработки отобранных задач и поставки результатов разработки заказчику).
  2. Система ролей, встреч, правил и артефактов. Рассмотрим их подробнее ниже.
  3. Итерации (спринты) фиксированной длины на протяжении всего проекта, от 1 недели до 1 месяца. На время спринта команда не может меняться, все изменения в команде нужно вводить между спринтами.

Основные роли

Product owner (владелец продукта) управляет бэклогом (упорядоченный список требований к продукту) продукта, обеспечивает его прозрачность, доступность и ясность для всех членов команды. Знает и понимает потребности бизнеса, оптимизирует ценности работ.
Scrum master отвечает за процессы в проекте, помогает настроить их таким образом, чтобы бэклог продукта был упорядочен, а  команда понимала цели, объем работ и предметную область продукта. Также фасилитирует все скрам-события. В идеальном скраме команда стремится к самоорганизации и самопознанию, настроена на результат и искренне болеет за успех проекта. Помочь команде стать именно такой — это задача скрам-мастера,  к нему приходят за советом, чтобы найти причину проблемы, с которой столкнулась команда. Это касается не технической стороны проекта, а управления и коммуникации в первую очередь.
Dev team — команда профессионалов, работающих для поставки потенциально готового к релизу инкремента (прироста функционала) в конце каждого спринта. Обычно в команде от 5 до 9 человек, не дробится на подкоманды и обладает всеми компетенциями для реализации спринт-бэклога. Обычно состоит из разработчиков, тестировщиков, технических писателей, бизнес-аналитиков. Могут быть и другие роли, если они нужны команде для достижения целей проекта.
Scrum team состоит из Dev team, Scrum master и Product owner.

Артефакты
Product-backlog (продукт-бэклог) — упорядоченный список требований к продукту, которые предоставляет клиент, ведь он лучше всех знает и представляет, какой продукт ему нужен. Кроме требований, может содержать новые характеристики и новые функции продукта, информацию о путях усовершенствования продукта. Формирует и приоритизирует Product owner.
Sprint-backlog (спринт-бэклог) — список задач, которые команда оценила (сложность и время исполнения) и обязуется выполнить в текущем спринте. Изменять или отменять задачи из спринт-бэклога можно только в форс-мажорном случае, сделать это может только Product owner.

Product Increment (продукт инкремент) — сумма завершенных за спринт элементов Product-backlog и всех инкрементов предыдущих спринтов. Для упрощения понимания можно назвать это совокупностью выполненных работ.

Основные события

Sprint (спринт) — временной отрезок фиксированной длины, в конце которого должен быть представлен готовый к использованию инкремент продукта. Спринт является контейнером для остальных событий Scrum.
Sprint Planning — проводится в начале спринта, на этом митинге команда определяет и оценивает, какие задачи из продукт-бэклога будут взяты в спринт-бэклог и реализованы в текущем спринте.

Daily Scrum (daily stand-up, sync) — ежедневный короткий митинг для синхронизации действий команды. Часто проводится стоя возле доски с задачами. 

Sprint Review (demo) — неформальная встреча для инспекции инкремента и адаптации Product-backlog. Демонстрация клиенту функционала, реализованного в текущем спринте. Может проводиться любым членом команды. 

Sprint Retrospective — инспекция командой самой себя, применимо к людям, отношениям, процессам и инструментам. Результатом события является запланированное конкретное улучшение на следующий спринт.

Все эти события должны быть регулярными, чтобы другие события были не нужны.

В нашей следующей статье мы рассмотрим плюсы и минусы Scrum.

На занятиях в школе HRPR мы расскажем про современные подходы работы команд!

Чтобы вы понимали, как работают те, кого вы ищете!

01

ШАГ

Приходите на курс HRPR для IT-рекрутеров. Скоро старт новой группы. 125+ часов, 40+ занятий, 10+ спикеров из ведущих IT-компаний

Последнее из блога

IT-МенеджментIT-ПродажиПроцессы & PMТехнологии IT-продаж
19.02.2024

11 типов структур для отделов продаж в продуктовых и сервисных IT-компаниях

Итак, вы создаете IT компанию. Или у вас давно есть компания, но теперь вы решили всерьез взяться за продажи. Или у вас есть IT продукт, или только идея продукта и…
IT-МенеджментСобес IT-Manager FAQ
05.05.2023

Основные сложности PM при трудоустройстве в 2023 году и топ-10 вопросов для оценки PM на собеседовании

Конкуренция среди соискателей растет, и если еще пару лет назад можно было говорить о рынке соискателя, то сегодня ситуация кардинально меняется: наниматели диктуют условия. Также не радует то, что PM…
IT-МенеджментIT-Продажи
04.05.2023

Основные конфликты продаж и PM с продакшеном на стадии presales

Одна из самых дорогих и самых эффективных стратегий повышения win rate в IT-продажах — выделить отдел presales, нанимать и обучать sales-специалистов, начиная инвестировать в подготовку продавцов для узких технических или…
IT-СловарьITHR & IT-РекрутингЛикбез для IT-Sales
07.02.2022

Базы данных. Что нужно знать IT-рекрутеру?

База данных (БД) — это набор сведений об объекте, хранящихся упорядоченным, строго заданным способом. Простыми словами, база данных — это место хранения данных. Базы данных сейчас используются практически везде: на…

Где вам удобнее общаться?

Напишите или позвоните нам, чтобы получить консультацию, какой курс вам подходит, как проходит обучение и как провести оплату.

Телефон: +375 29 706 35 79, почта: hi@skademy.by

Или выберите удобный мессенджер: