Начнем с главного. Структура появляется тогда, когда понятны обязанности всех должностей в компании.
Стоит ли говорить, что IT — это «система сотрудников», где не всегда понятно, кто и что выполняет. Соответственно, непонятно, что и с кого спрашивать, а вот уже из этого следует, что в IT не всегда есть структура.
Часто спрашивают: где больше есть шансов увидеть структуру? В продуктовой или в сервисной компании? В сервисной чаще. И чем больше будет сервисная компания — тем больше шансов. Но обо всем по порядку.
В нашей статье мы поговорим о том, что такое функциональная структура компании, какие ее сильные и слабые стороны. Почему она все еще применяется при построении компании и как может быть представлена в IT-компании.
Структура в IT. Взгляд сверху
Начнем с функциональной структуры компании
Функциональная структура компании предполагает группирование сотрудников по компетенциям и ролям. Проще говоря, это разделение на отделы и департаменты по функциям, которые они исполняют. Таким образом, в организации могутт быть отделы маркетинга, продаж, закупок, производства, бухгалтерия, кадры и т.д.
Плюсы:
- способствует повышению квалификации персонала, ведь специалисты работают вместе, могут помочь и поддержать друг друга;
- высокая производительность, связано это с первым плюсом: задачи решаются быстрее, потому что есть возможность воспользоваться помощью более опытных коллег. В таких подразделениях легче усовершенствовать и стандартизировать проблемы.
Минусы являются продолжением плюсов:
- снижение гибкости и скорости принятия решений из-за формализованного подхода в работе. Если, например, новенький сотрудник заметил проблему, то он скажет про нее своему начальнику, тот — своему, тот — своему… Ну, вы поняли;
- трудности с координацией подразделений между собой. Поскольку каждое подразделение выполняет только свою часть работы и зачастую они (подразделения) не подконтрольны друг другу, возникают проблемы во взаимодействии с подразделениями. Например, отделу маркетинга нужно отправить платежки подрядчику в 11:00, а в бухгалтерии, по традиции, проводят оплаты в 14:00. И хоть ты тресни!
Функциональная структура подходит для небольших компаний, которые работают над одним проектом (продуктом, услугой). Если компания работает с несколькими проектами, то рекомендуется применять матричную структуру для построения компании. Есть еще функционально-матричные гибриды компаний и компании, которые работают как бог на душу положит.
Тем не менее функциональная структура не такое уж и редкое явление в IT-компании. Сейчас мы рассмотрим, какие подразделения и роли внутри них могут быть в IT-компании. Помним, что в основе разделения — функция.
Стратегия ↓
CEO (Chief Executive Officer) — стратегическое управление компанией. Принятие ключевых решений по продукту и выбору партнеров, по финансам и модели развития.
CTO (Chief Technology Officer) отвечает за стек технологий для разработки и определяет критерии найма разрабов, собеседует их. Курирует обучение молодых, процессы своевременных релизов, планирует примерный объем ресурсов для функционирования разработки, определяет архитектуру продукта.
СIO (Chief Information Officer) обеспечивает работу внутренней инфраструктуры компании, директор по информационным технологиям (какие сервера, где и что храним).
Маркетинг ↓
Marketing Manager — лидогенерация в интернете, курирование SEO оптимизации и SMM продукта, интернет-продакшена (ролики, лендосы и т.п.). Закупка трафика и рекламная монетизация.
Business Development Manager — лидогенерация «в полях», выступления на конференциях, поиск нужных связей и клиентов. Курирование производства выездной промопродукции, организация стендов.
Продажи ↓
Sales Manager — обработка лидов и заявок, выявление потребностей и формирование кастомизированного предложения, «дожатие» клиента, заключение сделок.
Account Manager — «ведение» клиента, оформление договоров, выслушивание жалоб, решение вопросов со своевременной оплатой и пожеланиям по ресурсам, помощь клиенту по любым вопросам, не связанным с продуктом, сбор обратной связи, выстраивание долгосрочных отношений с клиентом.
Разработка ↓
Product Manager курирует продукт, владеет бэклогом продукта, уточняет требования, приоритизирует задачи для разработчиков в зависимости от стратегических целей. Наблюдает за метриками продукта, предлагает идеи по его улучшению.
Business Analyst помогает сформировать понятное техзадание, отвечает за сбор требований для проекта.
Project Manager управляет проектом, коммуницирует с клиентом и/или Product Manager, отвечает за планирование, расписание, ресурсы, сроки и мотивацию команды.
Architect занимается высокоуровневым построением продукта, отвечает за интеграцию проектов.
Tech Lead разработки — самый опытный разработчик в команде. Отвечает за то, чтобы молодые делали все по технологии и качество кода было хорошим. Обучает молодых девелоперов.
Team Lead отвечает за слаженную работу команды. Совмещает менеджерские обязанности и обязанности ведущего разработчика.
Разработчик — разрабатывает.
Дизайнер — делает дизайн.
DevOps налаживает процесс непрерывной поставки релизов (CI), отвечает за работу серверов.
Data Science анализирует всевозможные данные и генерирует гипотезы, как сделать продукт или процесс лучше.
Тестирование ↓
Тестировщик — тестирует, пишет автоматические тесты или тестирует вручную по чек-листам.
Team Lead тестирования — старший тестировщик в команде тестирования. Отвечает за внутренний контроль качества, обучение молодых тестировщиков и за приемку продуктов от вендоров (если таковые имеются), за построение процессов тестирования (если тестировщиков много).
Ресурсы ↓
Resource Manager — функция прямого начальника рядовых сотрудников. Определяет зарплату, решает вопросы с отпусками, развитием и т.п. Можно совмещать с кем угодно, в небольшой конторе это чаще всего СЕО или СТО лично, в средней — Project Manager или начальник отдела. В компании с функциональной структурой встречается крайне редко.
Recruiter — написание текстов вакансий, поиск сотрудников, первичный отбор кандидатов, организация и проведение собеседований, закрытие вакансий.
HR Manager — онбординг, выслушивание предложений сотрудников, организация корпоративных ивентов, формирование HR-бренда компании.
Vendor Manager — поиск и выстраивание отношений с подрядчиками, которым можно отдавать лишние проекты или брать в аренду срочно нужные ресурсы, оформление с ними договоров.
Операционные функции ↓
Office manager — решение любых вопросов, связанных с офисом и оборудованием, прием и разбор почты, заказ нужных вещей, оформление бытовых договоров.
Сисадмин устанавливает софт на компы и чинит их по необходимости, администрирует внутреннюю сеть.
Юрист решает юридические вопросы.
Бухгалтер ведет бухучет, начисляет зарплату.
Кадровик ведет всю нужную по законодательству страны документацию по сотрудникам: прием, увольнение, больничные, повышения, приказы о премировании, депремировании, переводе на другую должность и т.д.
Если компания небольшая, то один сотрудник может совмещать несколько ролей (тимлид и техлид, рекрутер и кадровик), отделы также могут объединяться (маркетинг и продажи, разработка и тестирование). Чем больше компания, тем специфичнее становятся и роли в ней.
Ключевые рои в рамках одной функции https://saleslabel.com/it-organizaciya-i-ee-sotrudniki
Роли в украинских компаниях https://mc.today/
На занятиях в школе HRPR мы расскажем про роли в IT-компании.
Чтобы вы знали, чем занимается каждый специалист и как его найти.