Давайте пробежимся «по верхам». Agile — это система ценностей. «Внедрить» Agile нельзя, ведь ценности можно лишь предложить людям, максимум — привить их. Короче, это просто очень размытая философия. Но как понять если пишут, что компания управляется по аджайл-принципам. Все просто. Это значит компания ведет проекты и производство, в целом, по скраму.
Scrum — это фреймворк или «каркас», практическое воплощение философии аджайла, предназначенное для разработки, поставки и поддержки сложных продуктов.
Ранее мы уже писали про основные понятия (тут про роли и артефакты) и преимущества и недостатки (тут про то, подходит ли вашему проекту) Scrum. Поскольку это фреймворк самый популярный сейчас, то мы решили подробнее описать его процессы.
Обязательные скрам-процессы
По скрам разработка ПО ведется спринтами. Sprint — временной отрезок, в конце которого должен быть поставлен пригодный к использованию инкремент (прирост) продукта. Sprint является контейнеров для всех скрам-процессов.
Несколько важных моментов:
- Спринт длится обычно от 1 до 4 недель,
- Длину спринта не рекомендуется изменять во время работы над проектом,
- Не рекомендуется стартовать спринты в понедельник и заканчивать в пятницу.
- В проекте могут быть перерывы между спринтами, если команда столкнулась с какой-то срочной задачей и ее нужно решить не оценивая.
- Досрочно отменять спринт или ставить его на паузу может только Владелец продукта ( Product Owner) при потере актуальности задач для бизнеса.
Основные события
Sprint planning -митинг, на котором происходит отбор и оценка задач которые команда возьмет в разработку в текущий спринт. В чем оцениваются задачи? Раньше оценивали задачи в человеко-часах, теперь все чаще оцениваются в сторипоинтах — условной сложности задач для команды. Команда работает определенной скоростью и в спринт может выполнить, например, от 20 до 25 стрипоинтов. Команда оценивает каждую задачу в сторипоинтах и берет в работу столько задач, сколько может выполнить в рамках своего диапазона. Например, 2 задачи по 6 сторипоинтов, 1 на 1, 3 по 3. Как оценить задач? Это может быть мозговой штурм, поляризация мнений, выход за рамки, обмен мнениями, но чаще всего используют планинг-покер. Рекомендуем почитать статью в Википедии или посмотреть видео на Youtube
Оценивая и принимая задачи в спринт, команда “подписывается” на их реализацию. Команда должна убедиться, что она знает и понимает, как будут реализованы задачи. В планировании АКТИВНО участвуют ВСЕ члены команды, мнение каждого должно быть учтено. Это помогает команду сплачиваться и лучше понимать задачи проекта.
При длительности спринта в 1 месяц, длительность планинг-митинга не должна превышать 8 часов, при длительности спринта 2 недели, планинг-митинг должен быть не более 4 часов.
Daily scrum (daily stand-up, daily meeting, synk, дэйлик) — ежедневный короткий митинг для всех членов команды. Получил свое название из-за того, что изначально проводился стоя у доски с задачами, взятыми в спринт. Почему стоя? Чтобы не затягивать процесс)
На дэйли каждый должен ответить на 3 вопроса:
- Над чем работал вчера?
- Что планирую сделать сегодня?
- Вижу ли препятствия для реализации своих задач или для достижения целей спринта, в целом? Если такие препятствия есть, их стоит обсудить на отдельном митинге, не затягивая спринт. В идеале команда от 5 до 9 человек должна укладываться в 15 минут.
Именно дэйли — ключевая встреча для инспекции и адаптации целей и задач спринта. В исключительных случаях может проводиться несколько раз в день, если члены команды работают в разных часовых поясах.
Sprint review (Demo) — неформальная встреча, которая проводится для демонстрации инкремента клиенту, инспекции инкремента, получение обратной связи и адаптации бэклога продукта. Проводить Demo может любой член команды, форма может быть любая: презентация, видео, скриншоты, рассказ, интервью, лишь бы клиент понимал, что было сделано за спринт, какая ценность добавлена продукту. Так же важной часть является пересмотр бэклога продукта, приоритезация задач, которые команда может взять в следующий спринт.
При длительности спирта 1 месяц, продолжительность Демо может быть не более 4 часов, при длительности спринта 2 недели, продолжительность Демо не более 2 часов.
Sprint retrospective (Retro) — еще более неформальная и нестатусная встреча для инспекции команды самой себя: люди, отношения, процессы, инструменты. Как провести ретроспективу? Есть куча инструментов, пример. Обычно все члены команды заполняют табличку: что было хорошо, что плохо, какие появились идеи, что можно улучшить. Результатом ретроспективы должно быть хотя бы одно запланированное улучшение, которое будет реализовано в следующем спринте. Это и есть адаптация скрам-команды. При длительности спринта 1 месяц продолжительность ретроспективы не должна превышать 3 часа. При длительности спринта 2 недели, продолжительность ретроспективы — не более 1,5 часа. Команда может проводить эту встречу, в переговорной комнате, онлайн, в парке, в баре, где угодно, главное, помнить про результат встречи — минимум 1 улучшение для следующего спринта.
Все события Sprint должны быть регулярными, чтобы были не нужны другие собрания.
На занятиях в школе MANAGEIT мы расскажем про методологии ведения проектов
Мы будем показывать абсолютно практический подход: с плюсами и, самое главное, с детальным разбором минусов
ШАГ
Приходите на курс для управленцев в IT ‒ ManageIT. Скоро старт новой группы. 140+ часов, 40+ занятий, 10+ С-уровня спикеров из ведущих IT-компаний
Последнее из блога

Почему так сложно получить энтерпрайз-клиента с помощью ABM
