fbpx

Давайте пробежимся “по верхам”. Agile — это система ценностей. «Внедрить» Agile нельзя, ведь ценности можно лишь предложить людям, максимум — привить их. Короче, это просто очень размытая философия. Но как понять если пишут, что компания управляется по аджайл-принципам. Все просто. Это значит компания ведет проекты и производство, в целом, по скраму.

Scrum — это фреймворк или «каркас», практическое воплощение философии аджайла, предназначенное для разработки, поставки и поддержки сложных продуктов.

Ранее мы уже писали про основные понятия (тут про роли и артефакты) и преимущества и недостатки (тут про то, подходит ли вашему проекту) Scrum. Поскольку это фреймворк самый популярный сейчас, то мы решили подробнее описать его процессы.

Вступайте в сообщество IT-менеджеров и владельцев IT-бизнеса в Телеграм

Обязательные скрам-процессы

По скрам разработка ПО ведется спринтами. Sprint – временной отрезок, в конце которого должен быть поставлен пригодный к использованию инкремент (прирост) продукта. Sprint является контейнеров для всех скрам-процессов.
Несколько важных моментов:

  • Спринт длится обычно от 1 до 4 недель,
  • Длину спринта не рекомендуется изменять во время работы над проектом,
  • Не рекомендуется стартовать спринты в понедельник и заканчивать в пятницу.
  • В проекте могут быть перерывы между спринтами, если команда столкнулась с какой-то срочной задачей и ее нужно решить не оценивая.
  • Досрочно отменять спринт или ставить его на паузу может только Владелец продукта ( Product Owner) при потере актуальности задач для бизнеса.

Основные события

Sprint planning -митинг, на котором происходит отбор и оценка задач которые команда возьмет в разработку в текущий спринт. В чем оцениваются задачи? Раньше оценивали задачи в человеко-часах, теперь все чаще оцениваются в сторипоинтах – условной сложности задач для команды. Команда работает определенной скоростью и в спринт может выполнить, например, от 20 до 25 стрипоинтов. Команда оценивает каждую задачу в сторипоинтах и берет в работу столько задач, сколько может выполнить в рамках своего диапазона. Например, 2 задачи по 6 сторипоинтов, 1 на 1, 3 по 3. Как оценить задач? Это может быть мозговой штурм, поляризация мнений, выход за рамки, обмен мнениями, но чаще всего используют планинг-покер. Рекомендуем почитать статью в Википедии или посмотреть видео на Youtube
Оценивая и принимая задачи в спринт, команда “подписывается” на их реализацию. Команда должна убедиться, что она знает и понимает, как будут реализованы задачи. В планировании АКТИВНО участвуют ВСЕ члены команды, мнение каждого должно быть учтено. Это помогает команду сплачиваться и лучше понимать задачи проекта.
При длительности спринта в 1 месяц, длительность планинг-митинга не должна превышать 8 часов, при длительности спринта 2 недели, планинг-митинг должен быть не более 4 часов.

Daily scrum (daily stand-up, daily meeting, synk, дэйлик) – ежедневный короткий митинг для всех членов команды. Получил свое название из-за того, что изначально проводился стоя у доски с задачами, взятыми в спринт. Почему стоя? Чтобы не затягивать процесс)
На дэйли каждый должен ответить на 3 вопроса:

  • Над чем работал вчера?
  • Что планирую сделать сегодня?
  • Вижу ли препятствия для реализации своих задач или для достижения целей спринта, в целом? Если такие препятствия есть, их стоит обсудить на отдельном митинге, не затягивая спринт. В идеале команда от 5 до 9 человек должна укладываться в 15 минут.

Именно дэйли – ключевая встреча для инспекции и адаптации целей и задач спринта. В исключительных случаях может проводиться несколько раз в день, если члены команды работают в разных часовых поясах.

Sprint review (Demo) – неформальная встреча, которая проводится для демонстрации инкремента клиенту, инспекции инкремента, получение обратной связи и адаптации бэклога продукта. Проводить Demo может любой член команды, форма может быть любая: презентация, видео, скриншоты, рассказ, интервью, лишь бы клиент понимал, что было сделано за спринт, какая ценность добавлена продукту. Так же важной часть является пересмотр бэклога продукта, приоритезация задач, которые команда может взять в следующий спринт.
При длительности спирта 1 месяц, продолжительность Демо может быть не более 4 часов, при длительности спринта 2 недели, продолжительность Демо не более 2 часов.

Sprint retrospective (Retro) – еще более неформальная и нестатусная встреча для инспекции команды самой себя: люди, отношения, процессы, инструменты. Как провести ретроспективу? Есть куча инструментов, пример. Обычно все члены команды заполняют табличку: что было хорошо, что плохо, какие появились идеи, что можно улучшить. Результатом ретроспективы должно быть хотя бы одно запланированное улучшение, которое будет реализовано в следующем спринте. Это и есть адаптация скрам-команды. При длительности спринта 1 месяц продолжительность ретроспективы не должна превышать 3 часа. При длительности спринта 2 недели, продолжительность ретроспективы – не более 1,5 часа. Команда может проводить эту встречу, в переговорной комнате, онлайн, в парке, в баре, где угодно, главное, помнить про результат встречи – минимум 1 улучшение для следующего спринта.

Все события Sprint должны быть регулярными, чтобы были не нужны другие собрания.

На занятиях в школе MANAGEIT мы расскажем про методологии ведения проектов

Мы будем показывать абсолютно практический подход: с плюсами и, самое главное, с детальным разбором минусов

01

ШАГ

Приходите на курс для управленцев в IT ‒ ManageIT. Скоро старт новой группы. 140+ часов, 40+ занятий, 10+ С-уровня спикеров из ведущих IT-компаний

Последнее из блога

IT-МаркетингIT-МенеджментIT-ПродажиЛикбез для IT-SalesМетоды аналитикиПроцессы & PM
6 декабря, 2021

Визуализация данных компании: Tableau или PowerBI

Эта удивительная тема попала в рубрику Sales по одной причине: около 17 раз она поднималась в нашем сообществе айти продавцов и маркетологов, причем поднималась как должностная обязанность. Давайте разберемся. Точно…
IT-МенеджментIT-ПродажиIT-СловарьITHR & IT-РекрутингЛикбез для IT-SalesПроцессы & PM
28 ноября, 2021

Жизненный цикл программного обеспечение. Это обязан знать каждый на собесе в IT

По аналогии с физическими товарами, любой программный продукт проходит несколько этапов, начиная с идеи о создании, и заканчивая закрытием продукта. Совокупность этих этапов и представляет собой жизненный цикл программного обеспечения.…
IT-МаркетингIT-ПродажиПроцессы & PMТехнологии IT-продаж
6 ноября, 2021

Контракты в IT-аутсорсинге. Что учитывать обязательно?

Аутсорсинг – это определенный тип ДОГОВОРНЫХ отношений, при которых часть функций передается «на сторону», поэтому договор (контракт), является не только неотъемлемой частью этих отношений, но и одной (если не самой)…
Human managementIT-МенеджментIT-СловарьITHR & IT-РекрутингПроцессы & PMТехнологии ITHRM
23 июня, 2021

Почему OKR удается внедрить не всем IT-компаниям?

Метод OKR (Objective and Key Results) — это один из способов управления IT-компанией, разработанный Джоном Дорром. В отличие от реалистичных метрик KPI, определяемых менеджментом, метод OKR предполагает постановку амбициозных целей,…